Сделать стартовой

Написать письмо в редакцию

Добавить сайт в избранное


 



 

 

Мифы и легенды вайнахов.
Ибрагим Дахкильгов
Введение.

В 1991 году доктор филологических наук Ибрагим Дахкильгов выпустил в городе Грозном книгу "Мифы и легенды вайнахов". Мифы и легенды созданы на основе священных писаний, являются бесценным источником для изучения и понимания духа вайнахов.

Жертва спасла
Некий озорной мальчишка постоянно покушался на гнездо соколов. Он взбирался на дерево, снимал гнездо и вместе с яйцами сбрасывал вниз. Забрав яйца, он уничтожал гнездо. Птица вновь вила гнездо, но шалун опять сбрасывал и портил его. Соколы были доведены до отчаяния. Птица пошла к Богу пожаловалась: - Мальчик постоянно разрушает моё гнездо. Я его строю, а он его рушит, поедает все мои яйца. Я никак не могу вывести соколят. - Хорошо, - пообещал Бог. - Он больше не будет разорять твоё гнездо. Как только он в следующий раз залезет на дерево, то упадёт и погибнет. Озорной мальчик прихватил с собой товарища, и пошли они разорять гнездо. Озорник держал в руках вкусную горячую лепёшку, которую прихватил из дома. Подошли к дереву. Озорник дал мальчику подержать лепёшку и полез на дерево. Оглянувшись, он заметил, что его дружок голоден и жадно смотрит на лепёшку. Тогда он сказал: "Если хочешь, съешь эту лепёшку". Тот начал её есть. Озорник же разорил гнездо и благополучно спустился. - Как же, Бог? Ты обещал покарать разорителя, а он жив и опять забрал мои яйца, - вновь пожаловалась птица. - Взбираясь на дерево, он отдал лепёшку голодному мальчику. Тот её съел, и это была жертва. Она и спасла мальчика.
Любовь отца к сыну
К пророку Мухаммеду явился ангел смерти Мулкалмовт и сказал: - Пришёл срок смерти твоего сына Ибрахима. Позволь забрать его душу. Я это спрашиваю у тебя, потому что ты пророк. Как ты знаешь, я, никогда и никого не спрашивая, забираю души в свой срок. Мухаммед очень любил своего сына и потому сильно загоревал. Но, зная, что делать нечего, попросил: - Мой сын обучается в медресе в Мекке. Разреши мне пойти и привести его. Ангел Мулкалмовт разрешил, и пророк из Медины пошёл в Мекку. В медресе к нему вызвали Ибрахима. Отец сказал ему: - Попрощайся и скажи последнее "прости" своим учителям и товарищам и отдай им свои учебники. Ты сюда больше не вернёшься, и мы пойдём домой. Там тебя ждут гости. - Отец, наверно, я очень нужен, и гости очень именитые, коль ты сам пришёл увести меня, - сказал Ибрахим и пошёл за отцом. Как и положено по обычаю, отец шёл впереди, а сын за ним. И вот отец говорит сыну, чтобы он шёл рядом с ним. Это было странно, но он послушался отца и пошёл рядом. Мухаммед постоянно бросал взгляды на сына, затем сказал: - Иди впереди меня. Я хочу смотреть на твою стройную фигуру и на твою благородную походку. - Где же это видано, чтобы младший, тем более сын, шёл впереди? - удивился Ибрахим. - Твоё дело исполнять то, что тебе скажут, - отвечал отец. Ибрахим послушался и пошёл впереди отца. Мухаммед пристально и с любовью смотрел на сына. И тут Мухаммед пророк подхватил сына на руки и понёс его до самой Медины. Вскоре показался их дом. Ибрахим сказал: - Отец, что это у нас за гости? Чем ближе мы подходим к дому, тем хуже я себя чувствую, и сердце будто кто-то тянет из груди. Наверное, это нехорошие гости. - Да, сын мой, - ответил пророк. - У нас гости, которые заставляют плакать родителей по своим детям, заставляют детей плакать по своим родителям. Гости такие, что разлучают любимых родственников и друзей. И этот наш гость - ангел Мулкалмовт, пришедший за твоей душой. Судьбу не изменишь, и ты должен достойно принять смерть. - Я достойно покоряюсь судьбе, а вы живите долго и счастливо, - сказал Ибрахим и лёг в постель. Ангел смерти взял душу юноши и улетел на небо. В день кончины сына пророка по Медине разнёсся запах жареного мяса. Богатыря Али возмутило, что кто-то в день печали пророка готовит пищу. Он выхватил саблю и пошёл по городу искать святотатца, намереваясь убить его. Пророк Мухаммед сказал ему: - Али, вложи саблю в ножны. Никто в Медине в этот день пищи не готовит. От горя по смерти сына у меня сами собою горят сердце и всё нутро, поэтому и пахнет жареным мясом.
Длина жизни

Пророк Сулейман прожил двенадцать сотен лет. Когда он умер, ангелы его спросили: - Как тебе показалось: долго ли мало ты жил на свете? Пророк Сулейман ответил: - Сколько нужно времени, чтобы войти в одну дверь дома, а выйти в другую. Вот столько времени и длилась моя жизнь. Человек настолько любит жизнь, что сколь долгой бы она ни была, но человеку всё кажется мало.

Поиск бессмертия
У мужественного падчаха Кайсара внезапно и тяжело заболела мать. В тот момент, когда она занемогла, рука Кайсара оказалась под головой у матери. Сколько она болела, столько он не убирал свою руку, чтобы не потревожить покой матери. Мать поправилась, но рука у Кайсара осталась искривлённой. Кайсар теперь узнал, что есть на свете смерть. За большую любовь к матери Бог послал к Кайсару ангела Мулкалмовта. Тот спросил у Кайсара: - Что бы ты желал? - Я хотел бы знать, сколько лет мне осталось жить, - ответил Кайсар. - Тебе осталось жить двенадцать лет, - ответил ангел. - А могу ли я продлить свою жизнь? - поинтересовался Кайсар. - За этим миром находится другой мир. А в том месте есть поляна Бардалази. Там находятся весы. Если перейдёшь их и выпьешь глоток воды из протекающего там родника Малааит, то тогда получишь бессмертие, - ответил Мулкалмовт. Кайсар прошёл весь этот путь вместе с большим войском и дошёл до тех весов, но перейти их не смог. Говорят, что эти весы смогли перейти только пророки Хизир и Иса. Кайсар вместе со своим войском повернул назад. Они ехали по серебру и золоту. Кайсар сказал войску: - Кто возьмёт золото и кто его не возьмёт, всё равно будет раскаиваться. Пришли они в этот мир. Кайсара попросили разъяснить, что он хотел этим сказать, на что он ответил: - Кто взял золото, - будет раскаиваться, что не взял его больше. Кто не взял золото, тот будет жалеть, что не взял его. В походе истёк срок жизни Кайсара. Умирая, он сказал своим сподвижникам: - Моя мать может не вынести известие о моей смерти. Вы ей скажите, чтобы она нашла в большом селении троих, кто бы однажды не познал горя, и пусть сделает им подношение. Воины не сказали матери, что её сын скончался, но передали ей его волю. Мать обошла многие сёла, но не нашла ни одного человека, кто бы однажды не познал горя. И тогда мать поняла, что её сын умер, и что горе о смерти близкого человека познаёт каждый.
На том свете
На том свете судьба человека зависит от того, как он себя вёл в этом мире. Те, кто вёл себя хорошо, в жаркий солнечный день будут блаженствовать в тени. А те, кто плохо, - под палящим солнцем будут ходить с полным мешком камней на спине и, проходя мимо блаженствующих, будут говорить, завидуя: - Как жаль, что я в том мире не вёл себя хорошо. А надо знать, что когда человек попадёт на тот свет, то первые дни - самые тяжёлые. Говорят, что каждая часть нашего тела рассказывает о том, как мы вели себя в этом мире, что хорошего и плохого сделали. Ещё говорят, что души умерших иногда ходят среди нас. Чаще они приходят в пятницу. Если в этот день в память по усопшему будет дана милостыня, то душа радуется. А души тех, которые не были помянуты милостыней, приходят в большое горе и в знак этого, набрав в подол камней, ходят и плачут.
Жалоба ада
Бог создал ад очень большим. И тогда ад пожаловался ему: - Ты создал меня таким большим, что вряд ли когда-нибудь я наполнюсь. Бог ответил: - Если в тебе останется пустое место, я заполню его, ввергнув в тебя воон ту гору. - И Бог указал эту гору. Говорят, что с тех пор эта гора изливается ручьями слёз, ожидая, что вот-вот её кинут в ад.
Кошка и пророк Мухаммед
Как-то пророк Мухаммед пошёл на покос. К обеду он устал и решил немного отдохнуть в тени. Вскоре он уснул. Когда он спал, у него открылся рот. Этим воспользовалась змея и заползла ему внутрь. Это заметила кошка. Она подошла к голове Мухаммеда и нежно замурлыкала. Змею очаровало мурлыканье, и она высунула головку. Набросилась кошка и своими когтями вытащила и убила змею. Кошка отбросила её и ушла. Пророк проснулся, немного поработал и ушёл. На второй день он вновь пошёл на покос. Когда устал, опять лёг в тени. Подошла кошка и легла рядом с ним на откинувшуюся полу черкески. Проснулся Мухаммед и увидел спящую кошку, а невдалеке - убитую змею. Понял пророк, в чём дело. Он ласково провёл пальцами по голове и спине кошки, отчего у неё до сих пор остались полосы. Чтобы не беспокоить спящую кошку, Мухаммед кинжалом отрезал полу черкески и ушёл.
Озеро Эзенам
На том месте, где теперь озеро Эзен-ам, некогда был аул Эзеной, в котором жили люди, не почитавшие Бога. Они не знали никакой религии, много грешили и главное - забыли обычай гостеприимства. Случилось, что в ауле этом спустился с неба ангел Божий и под видом нищего стал обходить дома, прося пищи и ночлега. Долго он ходил по аулу, обошёл дома и почётных и простых людей, и богатых и бедных, но никто его к себе в дом не принял и пищи ему не предложил. Напротив того, нашлись люди, которые ругали его и травили собаками. В самом конце селения жила одна бедная вдова, существовавшая кое-как своими трудами. Нищий, обошедший весь аул, подошёл и к её дому и попросился ночевать к ней. Вдова с радостью приняла его, угостила, чем могла, и приготовила ему собственную постель для отдыха. Когда нищий поел и отдохнул, он обратился к вдове с таким словом: "Я не нищий, я ангел Божий, пришедший испытать эзенойцев. Теперь вот Бог видит, что эзе-нойцы злой народ, и за это они потерпят страшное наказание: земля раскроется и поглотит этот аул со всем, что есть в нём. После же этого на память всем людям здесь образуется глубокое озеро, которое будет существовать вечно". Сказав это, нищий добавил: "Собери ты всё своё семейство и уходи на соседнюю гору, не открывая никому, что узнала от меня". Вдова исполнила приказание нищего: собрала всё своё семейство и ушла с ним на соседнюю высокую гору. И только что она успела подняться на гору, земля раскрылась и поглотила аул Эзеной со всеми жителями, а после на том месте, где был аул, образовалось озеро Эзенам на память людям. Рассказывают старики, что прежде ежегодно выходил из озера на берег бык с золотыми рогами и потом опять уходил в озеро. Может быть, бык выходит и теперь, но его никто не видит. Говорят ещё, что на дне озера много золота, но проверить это никому не удалось.
Происхождение озера Галанчож
Близ аула Ялхорой, в месте, называемом Амка, было прежде озеро. Однажды мать с дочерью отправилась на берег озера и по недоразумению стала мыть грязные пелёнки в его хрустальной воде. Дух озера за это осквернение обратил обеих женщин в камни, которые и теперь ещё виднеются у Амка. Но и озеро не хотело больше оставаться в осквернённом ложе. Оно обратилось в чудного рослого быка, который перешёл скалистый кряж, оставив громадную выемку, как след своего хода, и спустилось вниз почти с отвесной высоты. Затем бык подошёл к тому месту, где теперь лежит озеро, и где прежде были расположены пахотные участки. Толпа людей, занятых полевой работой, увидев быка, подошла к нему; все дивились его росту и заспорили между собой. Одни говорили: "Давайте впряжём быка в плуг". Другие говорили: "Нет, не трогайте его это Божий бык". Однако, голоса тех, которые хотели запрячь быка, пересилили, и Божий бык был подведён под ярмо. Когда он вёл первую борозду, в ней выступила грязь, при второй борозде стало ещё мокрее, при третьей - из земли выступила уже вода, а при четвёртой - вода хлынула стремительно, затопила поле и всех людей, запрягших чудного быка, который затем исчез в водах озера. С тех пор появившееся внезапно озеро продолжает внушать суеверный страх живущим там людям. Они считают озеро бездонным, не пьют его воду и призывают его в клятвах.
Пророк и Киши-Хаджи
Да приветствует его Бог, Киши-Хаджи. Он и пророк Мухаммед однажды вышли в путь по своим делам. Шли они, беседуя, и услышали невдалеке голубиное воркование. Подошли они и увидели белоснежных голубей. Перья их сверкали золотом. Голуби клевали разную грязную пищу, гнильё. Никак не соответствовали они поедаемому ими корму. Увиденное очень поразило пророка, и он воскликнул: "О великий Бог-Аллах! Что за чудеса: божественно прекрасные божественно прекрасные голуби едят столь гадкую пищу!" Киши-Хаджи ничего не сказал, и они пошли далее. Вскоре они увидели суку и услышали, как щенок, находящийся в её чреве, дерётся со своей матерью. Несказанно удивился пророк и опять воскликнул: "О великий Бог-Аллах! Во чреве своей матери дитя уже дерётся против своей матери!" И тут Киши-Хаджи ничего не сказал. Лишь упёр свой посох в землю и внимательно посмотрел на суку. Шли они далее и на дороге увидели большой камень. Тут Киши-Хаджи сказал: "Те, что ты видел, это не чудеса, то, что ты сейчас увидишь, это будет воистину чудо". Киши-Хаджи ткнул посохом в камень, и он раскололся надвое. Из камня вышел древний старик. Покуда шли расспросы о здоровье и прочем, пророк внимательно и с удивлением глядел на старца. От старости он так согнулся, как будто его сложили вдвое. Борода его волочиоась по земле, одежда была выцветшей и залатанной. Киши-Хаджи спросил пророка: - Пророк, помнишь тех прекрасных голубей, клевавших всякую падаль? - Хорошо помню. - А помнишь суку, с которою дрался щенок, ещё находясь в её чреве? - Помню. - Я ничего не говорил, хотя хорошо знал смысл всего происходящего. Прекрасные голуби - это вайнахи. Грязная пища этих голубей - мучения, которые испытывает наш народ. Сучий щенок, который кусает свою мать, ещё находясь в её чреве, - это люди, которые появятся к концу света, дети будут идти против своих родителей, а младшие перестанут уважать старших. Обо всех этих чудесах я тебе не говорил, дожидаясь, пока мы дойдём до этого камня и не встретим этого старца. Потому что то, что расскажет он, это есть истинное чудо. - Киши-Хаджи тут обратился к старцу и попросил. - Расскажи нам, как ты оказался в этом камне и что ты в нём делаешь? - Эй, Киши-Хаджи! Эй, пророк! Пятьдесят лет уже прошло, как я вошёл в этот камень. Все эти годы я в камне молюсь и славлю Бога, молю его о милости в Судный день. Я слышал, что при наступлении конца света тот, кто пять раз прочтёт молитву "салават", будет отмечен милостью. А это будет потому, что люди совершенно отступят от Бога, позабудут, что завтра наступит Судный день. Потому-то в тот день прочитавший пять раз молитву "салават" и будет угоден Богу. Я попросил сотворить меня в последние дни, но он мне отказал. Тогда я попросил Бога продлить мне жизнь до того дня. Но и в этом он мне отказал. Тогда я попросил заключить меня в этот камень, чтобы я мог выйти в Судный день и восславить имя Бога. - Вот, пророк, - воскликнул Киши-Хаджи. - Подлинное чудо! Ему дивись и знай, насколько возвеличенные и насколько падшие будут люди в тот Судный день.
Киши-Хаджи и Мовсар

Большие мусульманские авторитеты не давали жизни святому Киши-Хаджи, да восславит его Бог. Они клеветали на него пред властьпридержащими, утверждали, что он против падчаха, обманывает народ и многое другое. Благодаря этим наветам, Киши-Хаджи и его брат Мовсар оказались в городской тюрьме. Царские стражники издевались над ними. И тогда Мовсар, который не верил, что его брат святой, сказал: - О Киши-Хаджи! Не ты ли утверждал, что Бог наделил тебя святостью, что ты разговариваешь с Богом? Почему же ты позволяешь издеваться над нами, почему не освободишь нас? Или у нас дома нет никаких дел? Услышав такие слова, Киши-Хаджи ничего не сказал. Он молча воздел руки и сотворил молитву. Не успел он её закончить, как пудовые тюремные замки сорвало со своих мест, и двери раскрылись. Тогда-то Киши-Хаджи и сказал Мовсару: - Видишь, Мовсар, двери открыты. Иди же теперь домой. Поразился Мовсар, не веря случившемуся, и озирался по сторонам. Немного придя в себя, он встал и вышел. Никто его не останавливал. Ещё более удивился Мовсар. Тогда, желая объясниться с Киши-Хаджи, он повернулся назад. В камере Киши-Хаджи лежал на боку на нарах. Ещё более удивился Мовсар. Ему подумалось: "Двери тюрьмы открыты, никто нас не останавливает. Почему же Киши-Хаджи не уходит из тюрьмы? Не заболел ли он?" Подошёл он к Киши-Хаджи и спросил: - Киши-Хаджи, благодаря твоей молитве, попадали замки, отверзлись двери, стражники и никто другой нам препятствий не чинят. Ничто нас не задерживает. Пока стражники не кинулись, давай уйдём отсюда. Если ты болен и идти не можешь, я возьму тебя на плечи и понесу. После этих слов Мовсара Киши-Хаджи приподнялся и встал. Печально посмотрел он на своего брата и сказал: - О Мовсар! Да не обездолит тебя Бог! Ты не понял меня и сейчас, не понял моих проповедей. Бог мне предопределил находиться в этой тюрьме. Пока судьба не распорядится, мне отсюда не выйти. Я должен исполнять Божью волю. А ты, Мовсар, иди. Судьба завершила твой срок пребывания здесь. Ты спокойно иди домой, и ничто тебя не остановит. Присматривай за нашим хозяйством и живи себе спокойно. Это определил тебе Бог. Я не уйду отсюда, пока судьба сама не распорядится об этом. Иди с миром. Как Мовсар ни просил, Киши-Хаджи был непреклонен. Только Мовсар вышел за ворота тюрьмы, как тут же ворота закрылись, и огромные замки повисли на своих местах.

Как ингуши приняли ислам
Имам Чечни и Дагестана Шамиль собрал сотню своих наибов и их воинов. С ними он пошёл к ингушам, чтобы обратить их в ислам силою оружия. Ингуши ещё ранее с помощью царя выстроили крепость. Далее неё ингуши не пропустили Шамиля и прогнали его войско. Прошло какоето время, и святой Хаджи, сын Киши из села Илисха-Юрт сказал своим мюридам: - Мы должны пойти к ингушам и обратить их в ислам. - Да умрёт за тебя мать наша, брат мой, зачем ты хочешь осиротить детей своих мюридов? - укорил его брат Мовсар. - Сам имам Шамиль с огромным войском не смог подчинить себе Мать-Назрань. - Да не умрёт твоя мать! Рождённый моей матерью, ты заставляешь меня говорить то, чего я не хотел говорить. Я иду туда потому, что ангелы Микаил, Джабраил, Азраил и Исрапил повелели мне идти туда и обещали своё содействие, - ответил Хаджи. Со своими мюридами Кишиев Хаджи прибыл в Мать-Назрань. Ему навстречу вышли хорошо вооружённые ингуши. Среди них были и офицеры. Увидев столь большое количество вооружённых людей, Мовсар опять сказал: "Не подставляй под ингушское оружие этих людей, давай вернёмся к себе". Но Хаджи начал делать зикр, петь "лаиллахи иллалах" и с этой молитвою и зикром пошёл навстречу ингушам. Видимо ангелы помогали, потому что ингуши тут же стали петь "лаиллахи иллалах" и делать зикр. Пришедшие к ингушам начали обниматься, клясться во взаимном уважении. А офицеры даже сорвали и бросили оземь свои погоны. Когда все ликовали, один старик по имени Тетал сидел в сторонке, завернувшись в свою старую шубёнку. Хаджи сам подошёл к нему и оказал знаки внимания. Когда Хаджи обратил в ислам пришедших ингушей и собирался вернуться к себе, ингуши спросили: - Ты уходишь от нас. Кого же ты назначаешь нам возглавлять у нас все мусульманские дела? - В этих делах вашим тамадой будет тот сидящий старик, Тетал. - Он ничем не примечателен и не может быть тамадой, - стали возмущаться ингуши. Особенно недовольны были офицеры. - Не только Мать-Назрань, но даже весь Кавказ может повести за собою в рай он один. Настолько он отмечен Богом, - сказал им Хаджи. Так Кишиев Хаджи из Илисха-Юрта с помощью одиннадцати молитв "кулха", пятнадцати "остопурулла" и сотнею "зикров" сделал то, чего с помощью многих воинов и оружия не смог сделать Шамиль.
Верность пророку
Абобакара пророк Мухаммед назвал Сыдык, что значит правдолюбец. С тех пор и звали его Абобакар-Сыдык. Абобакар-Сыдык спасал пророка от язычников. Он пронёс его сквозь их ряды в мешке, который взвалил себе на спину. Так, пройдя город и удалившись в горы, они подошли к одной пещере. Там они решили отдохнуть. Мухаммед вылез из мешка и прилёг немного поспать. Абобакар сидел на полу пещеры, вытянув ноги. Пророк положил на его ноги свою голову и заснул. В это время подползла змея и начала грызть пятку Абобакара-Сыдыка. Боясь разбудить пророка, Абобакар-Сыдык терпел и не шевелился. Змея вошла во вкус и с большим остервенением кусала пятку. Абобакар-Сыдык терпел нечеловеческие муки, но даже слегка не шевельнул ногою. От этого мучения на глаза Абобакара-Сыдыка навернулись слёзы. Одна слезинка сорвалась и упала на щёку спящего пророка. От этого он проснулся и спросил, что это за вода. Абобакар-Сыдык объяснил в чём дело. Змея тем временем быстро уползла. Пророк Мухаммед послюнявил свой палец и провёл им по пятке Абобакара-Сыдыка. Пятка сразу же зажила.
Говори правду
Неверные преследовали пророка Мухаммеда, ибо вера его ещё не всеми была принята. Брат Мухаммеда Мовсар носил Мухаммеда в мешке за плечами. Где бы он ни ходил, - по горам ли, городам ли, если Мовсара неверные стражники спрашивали: "Что у тебя в мешке?", Мовсар неизменно отвечал: "У меня в мешке пророк Мухаммед". Стражники смеялись такой шутке, а Мовсар шёл дальше. Дошли они туда, куда им надо было. Мухам-медпророк вылез из мешка и спросил Мовсара: - Почему стражникам и всем другим ты говорил, что в мешке сижу я? - Мухаммед, ты же сам проповедовал, что надо говорить только правду, и что тот, кто говорит неправду, не принадлежит к твоей вере.
Благородство сильнее
В одном доме собрались люди. Они сидели и беседовали. В это время вошёл пророк Мухаммед. Все встали, приветствуя его. - Садитесь, садитесь, - сказал им пророк. Все сели. Один юноша продолжал стоять. - Садись, прошу тебя, - сказал пророк. Юноша продолжал стоять. Тогда и сидевшие зашикали на него: - Садись, тебе говорят. Для тебя слово пророка не имеет силы? Юноша и тогда не сел. Тут Мухаммед-пророк сказал: - Не обижайте юношу. Его благородство сильнее моего слова.

Следущая страница

Copyright © 2001-2002. KAVKAZ-LAND.Ваши вопросы и пожелания, Webmaster:malika_mv@hotmail.com
Hosted by uCoz