Мусульманское право
(Шариат)
Возникновение этого права связано с деятельностью одного из основателей
религиозной общины, Мухамеда у арабов. Сам Мухамед – создатель новой религии,
ислама, затем в его деятельности его заменили четыре праведных последователя –
4 халиба. Которые на основе толкований высказываний, поступков
Мухамеда создали священные книги мусульман – Коран и Сунну, после смерти
Мухамеда. Эти два памятника стали источником права у арабов.
Коран – священная книга мусульман, состоящая из молитв, проповедей
приписываемых Мухамеду, которые призывали отказаться арабов от старых обычаев
в пользу правил устанавливаемых Мухамедом. Коран состоит из 114 глав/ ссур,
которые включали 8219 стихов/аятов. В содержании Корана чисто правовых норм не
более 500, остальное проповеди и заповеди. Нормы Корана носят казуальный
характер, и создавали в зависимости от смысла толкования последователями.
Сунна – священное предание, состоящее из большого числа рассказов/хачесов,
о рассуждениях и поступках Мухамеда.
Особую роль в становлении мусульманского права сыграл последователь Абу,
поскольку записал все высказывания, притчи, молитвы, а потом пересказывал
непосредственно народу, то есть он создал Сунну – великий учитель.
3-ее место занимает Иджма – общее решение мусульманской общины (во главе
общины проповедники или знатоки ислама, носили название Мутхиев). Эти знатоки
ислама высказывали своё мнение, которое обсуждалось всей мусульманской
общиной. Эти мнения были в рамках Корана и Сунны, вместе с тем, они признаются
отдельным источником права, по которому жила община. Иджма – легко
приспосабливалась к любым условиям, изменениям в жизни общины, постепенно была
приспособлена для нужд формирующейся верхушки общины.
Исламское законодательство разрабатывается на основе Корана и хадисов (речей пророка).
Исламский закон характеризуется тем, что в нем нет путей для совершения какого-либо недостойного поступка людьми.
Исламское законодательство . это постановление шариата, касающееся действий и поступков людей.
По исламскому законодательству, на основании аята священного Корана, запрещается держать в руках Коран человеку, не имеющему тахарат.
Тахарат-это омовение для совершения молитвы. Тахарат действителен для человека, имеющего гусул.
Гусул-это полное омовение для очищения тела по шариату.
Все мусульманские книги следует держать с тахаратом. Опускать книги ниже пояса не следует.
Когда слышишь и употребляешь имя Аллаха надо обязательно добавлять слова уважения: субханаху ва таъала.
Если произносишь или слышишь имя пророка Мухаммада также обязательно следует добавить выражение: аляйхи-с салям.
Употребляя или слыша имена сподвижников пророка желательно добавить: разыя Аллаху аънху.
Употребляя или слыша имена ученых богословов (имамов, шейхов) желательно добавлять: рахимахул-лаху-таъала.
Все действия
людей подразделяются на 8 п.:1. Фарз; 2. Важиб;3. Суннат; 4. Мустахаб ;5. Мубах ;6. Харам ;7. Макрух ;8. Мустакрух
ФАРЗ- это действие, обязывающее каждого человека в строгой форме
выполнять предписания шариата. За исполнение будет вознагражден Аллахом
. За невыполнение без уважительных причин - строго наказан. Кто не
верит в истинность этих обязательств - переходит в категорию неверующих
. Фарз разделяют на два вида: фарз айн и фарз кифая.
Фарз айн обязан делать каждый мусульманин, например: пятикратная
молитва, ураза. Фарз кифая - это фарз, который возлагается на мусульманскую общину.
Если некоторые выполняют этот фарз, то с других снимается
ответственность. За выполнение каждый состоящий в общине будет
вознагражден. Если никто не выполнит этот фарз, то вся община будет
грешной. Например: ответить на приветствие, участвовать в похоронах.
ВАЖИБ-также, как и фарз, является обязательным действием, требующим
исполнения. За выполнение важибов человек будет вознагражден Аллахом,
за невыполнение без уважительных причин считаться большим грешником.
Кто опровергает важибы, тот большой несет грех, хотя и считается, что
за это он не переходит в категорию неверных, как это было в фарзе.
СУННАТ-эти действия выполнял наш пророк; он говорил, что за выполнение
их ждет вознаграждение. Мы должны стремиться к выполнению каждого
сунната. Кто без причины не выполняет суннаты, тот в день суда будет
спрошен об этом, хотя и не относится к категории больших грешников.
Они не будут иметь в день суда заступника в лице пророка.
МУСТАХАБ - это действия, часто выполняемые пророком. Выполняющие мустахаб будут вознаграждены (сауаб). Не выполняющие не будут считаться греховными и в День суда не привлекутся к ответу.
МУБАХ - это такое действие, которое можно делать и не делать. За исполнение и неисполнение нет награды и нет греха. Эти действия бесчисленны. Все то, что не обязывает и не осуждается шариатом, входит в мубах.
ХАРАМ - действие, категорически запрещаемое и осуждаемое исламским шариатом. Делающий харам является большим грешником. Кто, боясь греха, воздерживается от выполнения харама, тот будет вознагражден Аллахом. Опровергающий харам теряет веру и переходит в категорию неверующих. Харам различается двух видов: харам зулми и харам гайри зулми.
Харам зулми - это такой харам, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме производящего. Например, кража. Совершивший харам зулми и поклявшийся впредь не совершать его, будет прощен Аллахом лишь в том случае, если простит пострадавший.
Харам гайри зулми-харам, совершение которого приносит вред только производящему его. Например, потреблять недозволенное. Если совершивший харам гайри зулми покаялся в содеянном и зарекся не повторять - Аллах возможно простит его.
МАКРУХ- это действие, которое Махаммад аляйхи-с-салям запретил совершать. Кто не делает макрух, сознательно боясь греха, тому будет награда от Аллаха - сауаб. Совершающий будет грешным. Кто опровергает и говорит, что эти действия можно делать - становится грешником, хотя и не переходит в категорию неверующего.
МУСТАКРУХ- это действие, которое пророк Махаммад, аляйхи-с-салям, предпочитал совсем не совершать. Он разъяснял, что сделав мустакрух, человек получит только вред. Мустакрух, не являясь большим грехом, показывает, тем не менее, большую невоспитанность человека.